Laparoscopy in diagnosis and complex treatm ent of malignant ovarian tumors

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

To study the possibilities of laparoscopy in diagnosis of malignant ovarian tumors 635 patients at different stages of the disease were examined. High informing characteristics make it possible to recommend laparoscopy as a method of improved diagnostics of tumors in smallpelvic with the aim of early revealingof malignant tumors, morphologic verification and evaluation of tumor extensiveness, diagnosis of preclinical recurrent tumors in case of diverse results of non-invasive monitoring methods.

Full Text

Проблема рака яичников (РЯ) является одной из самых слож­ных в онкологии. Несмотря на поиски новых методов лечения РЯ, существенного улучшения отда­ленных результатов не произош­ло. Пятилетняя выживаемость больных не превышает 35%, при этом если при I стадии данный показатель составляет 70-80%, то при IV стадии всего лишь 5-15% [1, 8]. Неудовлетворительные результаты лечения непосред­ственно связаны с поздней диаг­ностикой РЯ. Обращает на себя внимание то, что более чем у 70% больных к началу лечения диагно­стируют уже распространенный опухолевый процесс [1, 2]. В связи с этим разработка эффективных методов диагностики ранних форм рака, получение максимальной ин­формации об опухолевом процес­се представляют собой актуаль­ные задачи современной онкогине­кологии, направленные на оптими­зацию лечения РЯ.

Совершенствованию методов диагностики опухолей яичников по­священо большое количество на­учных исследований. Основное раз­витие получили лучевые, иммуно­логические методы исследования, лапароскопия [2, 3, 5]. Широкими возможностями обладает эндос­копическое исследование лапа­роскопия с морфологической вери­фикацией опухоли. Несмотря на то, что эндовидеохирургия широ­ко применяется в гинекологии, ис­пользование ее в онкогинекологии пока ограничено [7, 10].

Целью настоящего исследова­ния явилось определение места ла­пароскопии в диагностике и ком­бинированном лечении РЯ.

Материал и методы исследования

Под нашим наблюдением нахо­дилось 635 женщин, которые про­ходили лечение в Санкт-Петербур­гом городском онкологическом дис­пансере и Военно-медицинской ака­демии. Возраст пациенток коле­бался от 18 до 83 лет (средний возраст 52,8±4,3). При этом большинство женщин (53%) были старше 50 лет, а у каждой пятой (22%) в анамнезе были операции на органах малого таза лапаротомным доступом.

Применительно к нашим иссле­дованиям пациентки были разде­лены на 3 группы.

Первую группу составили 540 пациенток, которым лапарос­копия выполнялась с целью ранне­го выявления РЯ при клиническом и/или эхо графическом определе­нии объемных образований в по­лости малого таза размерами до 8 см в диаметре.

Вторая группа 54 больные с клинически распространенным опухолевым процессом, у которых лапароскопия выполнялась с целью уточнения диагноза.

Третья группа 41 больная РЯ после комбинированного лече­ния в сроки клинической ремиссии от 6 месяцев до 6 лет, у которой лапароскопия выполнялась при подозрении на рецидив заболева­ния по данным мониторинга, вклю­чавшего ультразвуковое исследо­вание и определение уровня онкомаркера СА-125.

Лапароскопию осуществляли с использованием эндоскопического оборудования «Olympus» и «Wolf» под комбинированным эндотрахеалъным наркозом. Лапароскопия выполнялась типичным доступом в точке околопупковой зоны (при наличии нижнесрединного или по­перечного рубца прокол брюшной стенки осуществляли на 1-2 см выше пупка) с двухсторонними контр апертурами в надлобковой области. Производили осмотр органов брюшной полости и ма­лого таза, оценивали расположе­ние, размеры, консистенцию, цвет опухоли. При отсутствии визу­альных признаков злокачественно­го процесса и наличии условий выполняли эндоскопическую опера­цию. Рассматривая каждую опу­холь яичника как потенциально злокачественную, в целях абластики удаляли опухоль без предва­рительной пункции, помещая ее в пластиковый контейнер. После выведения краев контейнера на переднюю брюшную стенку пунк­тировали образование внутри него с целью уменьшения размеров опу­холи. Все опухоли яичников были подвергнуты срочному гистологи­ческому исследованию для опреде­ления объема операции.

 

Таблица 1. Результаты диагностических лапароскопий у пациенток с объемными образованиями в малом тазу. 

Лапароскопические «находки»

Число пациенток

%

Злокачественные и пограничные опухоли яичников

29

5,4

Рак маточной трубы

2

0,4

Доброкачественные опухоли яичников

365

67,5

Опухолевидные образования яичников

66

12,2

Миома матки

38

7,1

Экстр агенитальные опухоли

9

1,7

Спаечная болезнь

20

3,7

Без патологии

11

2,0

ВСЕГО:

540

100

 

В послеоперационном периоде больным проводилась терапия анальгетиками, при инфекционно- воспалителъном и спаечном про­цессе антибактериальная тера­пия.

У больных с распространенным злокачественным процессом при лапароскопии уточнялась стадия заболевания, выполнялась биопсия опухоли с целью морфологической верификации и оценивалась воз­можность циторедуктивной опе­рации лапаротомным доступом. При отсутствии условий для оп­тимальной циторедукции лечение начиналось с неоадъювантной хи­миотерапии на 3-4 сутки после диагностической лапароскопии.

У больных РЯ после первично­го лечения, находившихся в клини­ческой ремиссии, при подозрении на рецидив выполнялась лапароскопия «second look» («второго взгляда») с обязательным морфологическим исследованием мазков-отпечатков с брюшины, печени, диафрагмы и биоптатов опухолевых очагов.

Из 635 лапароскопических опе­раций осложнения возникли у 4-х больных (0,6%): у 3-х пациенток образовался воспалительный ин­фильтрат передней брюшной стенки, у одной кровотечение в месте введения бокового инстру­ментального троакара на передней брюшной стенке. Средний койко-день после лапароскопии составил 3,6±0,1 дня.

Результаты исследования и обсуждение

Все пациентки первой груп­пы (540) были направлены в Го­родской онкологический диспансер в связи с выявлением объемных образований в полости малого таза размерами от 2 до 8 см. В большинстве случаев это были эхографические «находки» при об­следовании женщин в поликлини­ках и женских консультациях. Только 154 женщины (28,5%) предъявляли жалобы на незначи­тельные боли внизу живота и по­яснице.

Во время лапароскопии у 462 больных из 540 (85,51%) были обнаружены опухоли и опухолевид­ные образования придатков мат­ки. Результаты диагностических лапароскопий представлены в табл. 1.

При этом у 396 (73,3%) паци­енток были выявлены истинные опухоли придатков матки, из них у 365 (67,5%) доброкачествен­ные, а у 31 (5,8%) пограничные и злокачественные. В 66 (12,2%>) случаях обнаружены опухолевид­ные образования в виде параовариалъных, ретенционных кист и тубоовариальных воспалительных процессов. У 38 (7,1%) пациенток опухоль яичника имитировали суб­серозные узлы миомы матки, а у 9-ти (1,7%) выявлены экстрагенитальные опухоли (забрюшинные опухоли малого таза, киста бры­жейки толстой кишки, лейомиома тонкой кишки, миксома аппендикулярного отростка). В то же время у 11 (2,0%) женщин какой- либо патологии выявлено не было, а у 20 (3,7%) пациенток обнару­жен спаечный процесс в малом тазу с образованием серозоцеле после гинекологических операций. После уточнения диагноза объем операции выбирали согласно обще­принятым положениям хирургичес­кого лечения образований яични­ков с учетом возможностей ла­пароскопического доступа. При доброкачественных образованиях у пациенток репродуктивного воз­раста выполняли органосохраня­ющие операции, больным старше 50 лет двухстороннюю аднексэктомию. В 10,5% обширный спа­ечный процесс и обусловленные им технические трудности при выде­лении опухоли потребовали кон­версионной лапаротомии. В таких случаях пациенткам в пре- и по­стменопаузе выполнена гистераднексэктомия.

 

Таблица 2. Распределение больных злокачественными опухолями придатков матки по возрасту и стадиям заболевания.

Возраст, лет

Стадия заболевания

Пограничная, п

Рак яичника, п

Рак трубы, п

I

II

III

II

III

До 30

3

1

-

1

-

-

31-40

1

1

1

1

-

-

41-50

2

2

1

1

-

-

51-60

1

2

1

1

1

-

61-70

2

2

1

2

-

1

>70

2

-

-

-

-

-

Всего

11

8

4

6

1

1

Средний возраст, лет

50,8+3,5

49,5+4,8

52,0±5,3

48,5+3,6

61,3+5,9

 

В итоге при диагностической лапароскопии у 31 пациентки были выявлены следующие злокаче­ственные новообразования при­датков матки: у 11 (35,5%) пограничные опухоли яичников, у 18 (58,0%) рак яичника I-III
стадий, у 2-х (6,5%) рак маточ­ной трубы. Возраст больных зло­качественными опухолями коле­бался от 22 до 74 лет, средний возраст равнялся 51,8+4,2 г.

Распределение больных РЯ по возрасту и стадиям заболевания представлено в табл. 2.

Среди небольших по размерам новообразований яичника преобла­дали ранние формы злокачествен­ного процесса 19 (61,3%) случа­ев: 11 пограничных опухолей, 5 рак яичника 1а стадии, один lb стадии, два 1с стадии. В то же время у 12 (38,7%) больных на момент лапароскопии диагнос­тирован уже распространенный опухолевый процесс. Из 6-ти боль­ных раком яичников III стадии у 3-х выявлены мелкие единичные ме­тастазы в сальник, а у 3-х других обнаружены отдаленные метаста­зы только на диафрагме диамет­ром 0,2-0,3 см. Это стало воз­можным благодаря выполнению осмотра диафрагмы под оптичес­ким увеличением, тогда как при лапаротомии поражение диафраг­мы нередко остается незамечен­ным и приводит к ошибкам в оп­ределении стадии заболевания и выборе лечебной тактики. Нам не удалось выявить корреляционную зависимость между стадией забо­левания и возрастом больных.

Среди злокачественных ново­образований яичника преобладали эпителиальные опухоли (24 из 29): 17 серозных, 4 эндометриоидных, 2 муцинозных и одна светлоклеточ­ная. У 5-ти больных диагности­рованы неэпителиальные опухоли гранулезоклеточного строения.

Четырем молодым женщинам (возраст до 32 лет) с погранич­ной опухолью яичника были вы­полнены органосохраняющие лапа­роскопические операции, осталь­ным конверсионная лапаротомия и радикальная операция. Пятнад­цати больным с учетом стадии заболевания была проведена адъ­ювантная платиновая химиотера­пия (3-6 курсов). В сроки наблю­дения от 2-х до 4-х лет 29 из 31 (93,5%) женщин находятся в кли­нической ремиссии, умерли 2 боль­ные раком маточной трубы (че­рез 20 и 26 месяцев).

Диагностической ценностью лапароскопии в алгоритме обсле­дования женщин с объемными об­разованиями малого таза при со­храняющихся сомнениях после про­ведения неинвазивных методов обследования является возмож­ность визуализации органов брюш­ной полости и малого таза и мор­фологическая верификация опухо­ли. Нередко обнаруженные при лапароскопии злокачественные опухоли яичника первоначально трактовались как доброкаче­ственные [6, 9]. Мы считаем, что лапароскопию необходимо шире ис­пользовать при выявлении объем­ных образований «малых разме­ров», особенно у женщин в пре- и постменопаузе с целью ранней ди­агностики онкологического заболе­вания. Из 540 пациенток преиму­щественно пожилого возраста, направленных в онкологическое учреждение для исключения зло­качественной опухоли яичника, в 31 случае (5,8%) лапароскопией установлен рак придатков мат­ки, потребовавший дальнейшего специального лечения. У осталь­ных пациенток данный метод уг­лубленной диагностики помог из­бежать более травматичных хи­рургических вмешательств и со­кратил сроки госпитализации. Применение лапароскопии позво­лило у большинства больных РЯ (61,3%) выявить злокачественное заболевание на ранних стадиях (пограничная опухоль и рак яич­ника I стадии).

 

Таблица 3. Результаты лапароскопии у больных с клинически распространенным опухолевым процессом в малом тазу / брюшной полости.

Данные лапароскопии

Число больных

%

Рак яичника

41

75,9

Метастазы рака желудка /кишки

2

3,7

Метастазы рака молочной железы

6

11,1

Метастазы меланомы

1

1,9

Неопухолевые заболевания *

4

7,4

ВСЕГО

54

100

* Неопухолевые заболевания: туберкулез, цирроз печени, синдром Мейгса

 

При лапароскопическом выяв­лении РЯ показана конверсионная лапаротомия и радикальная опе­рация [4, 8, 9]. Как исключение воз­можно выполнение органосохраня­ющих операций при опухолях с низкой степенью злокачественно­сти у молодых женщин в целях сохранения фертильности [8]. В наших наблюдениях из 31 больной 27-ми были выполнены радикаль­ные операции, а четырем молодым пациенткам с пограничными опу­холями органосохраняющие.

У 54 больных второй груп­пы с клинически распространен­ным опухолевым процессом при отсутствии морфологической ве­рификации опухоли (при отрица­тельных результатах цитологи­ческого исследования асцитичес­кой жидкости) лапароскопия вы­полнена для уточнения диагноза и выбора первого этапа лечения (операции или химиотерапии).

Данные лапароскопии в этой категории больных представлены в табл. 3.

В результате исследования у 41 (75,9%) больной визуально и морфологически был подтвержден первичный рак яичника, причем у 3-х больных яичники были нормаль­ных размеров, но поражены опухо­левым процессом с обширным ме­тастазированием в брюшину и сальник, что затрудняло предопе­рационную диагностику. В 9-ти (16,7%) случаях имело место вто­ричное поражение яичников при злокачественных опухолях других локализаций, а в 4-х (7,4%) случа­ях злокачественный процесс не вы­явлен. После уточнения степени распространения опухоли 16 боль­ным первичным раком яичников была выполнена конверсионная ла­паротомия и циторедуктивная операция с последующей химиоте­рапией. Остальным 25 больным ле­чение начато с химиотерапии, пос­ле 2-3 курсов выполнялась цито­редуктивная операция с оценкой эффекта химиотерапии.

В третьей группе показани­ем к лапароскопии «second-look» у 41 больной РЯ после комбини­рованного лечения было подозре­ние на доклинический рецидив за­болевания по данным эхографии (12 больных) или на основании повышения уровня опухолевого маркера СА-125 (29 больных). Амплитуда колебаний концентра­ции маркера была от 57,05 до 481,7 ЕД/мл, медиана составила 170,2 ЕД/мл. Результаты лапа­роскопии представлены в табл. 4.

Из 29 больных с повышенным уровнем СА-125 при негативных данных УЗИ у 25 (86,2%) выяв­лены метастазы рака, подтверж­денные затем морфологически. Наиболее частой локализацией минимальных метастазов были правая половина диафрагмы или малый таз. В 2-х случаях диагноз рецидива был установлен на ос­новании цитологического исследо­вания мазков, взятых манипуля­тором с поверхности печени и малого таза. Не отмечено чет­кой зависимости уровня маркера от массы метастазов. У 4-х (13,8%) больных не выявлен рецидив заболевания. Из 12 больных с нормальными показателями СА-125, но с позитивной эхографией рецидив подтвержден у 4-х (33,3%), а у 8-ми (66,7%) имел место спаечный процесс в малом тазе. Позитивные результаты ла­пароскопии у 29 больных позволи­ли на более ранних этапах про­грессирования опухолевого процес­са возобновить лечение. Норма­лизация уровня опухолевых мар­керов у большинства больных от­мечалась уже после 2-3 курсов химиотерапии второй линии. Ос­тальные 12 (29%) пациенток с негативными результатами лапа­роскопии проходят периодическое обследование, у 2-х больных в даль­нейшем клинически проявился заб­рюшинный рецидив.

 

Таблица 4. Результаты лапароскопии «second-look» больных раком яичников.

Данные УЗИи СА-125

Число больных

Результаты лапароскопии

Выявлен рецидив

Без рецидива

САИ 25 > N, УЗИ негативное *

29

25(86,2%)

4 (13,8%)

СА 125 = N(< 35Ед/мл), УЗИ позитивное *

12

4 (33,3%)

8(66,7%)

ВСЕГО

41

29 (70,7%)

12 (29,3%)

* УЗИ негативное-отсутствуют патологические изменения в малом тазе и брюшной полости, УЗИ позитивное-выявлены объемные образования или инфильтраты в полости малого таза

 

Выводы

Таким образом, результаты проведенного исследования позво­ляют сделать следующие выводы:

  1. Лапароскопия является за­вершающим этапом диагностики опухолей яичника и может быть рекомендована для раннего выяв­ления РЯ.
  2. Лапароскопия должна вы­полняться только в тех медицин­ских учреждениях, где имеются условия для выполнения интрао­перационной экспресс-биопсии и радикальной операции в случаях выявления злокачественного про­цесса.
  3. Лапароскопия позволяет определить морфологический тип опухоли, клиническую стадию для проведения адекватного лечения. Эндоскопическая оценка распрос­транения злокачественного про­цесса более информативна, чем при традиционной лапаротомии, так как позволяет выявлять от­даленные мелкие метастазы.
  4. Лапароскопия по типу «second-look» является дополни­тельным и информативным мето­дом диагностики доклинических рецидивов РЯ, показана при несо­ответствии данных мониторинга, позволяет своевременно изменить лечебную тактику и рассчиты­вать на улучшение отдаленных результатов лечения.
×

About the authors

A. A. Tsypurdeeva

Russian Military Medical Academy. AND I. Krassovsky; City oncological dispensary

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, St. Petersburg

A. F. Urmancheeva

Russian Military Medical Academy. AND I. Krassovsky; City oncological dispensary

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, St. Petersburg

D. R. Zeldovich

Russian Military Medical Academy. AND I. Krassovsky; City oncological dispensary

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, St. Petersburg

E. F. Kira

Russian Military Medical Academy. AND I. Krassovsky; City oncological dispensary

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, St. Petersburg

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Eсо-Vector



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 66759 от 08.08.2016 г. 
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия Эл № 77 - 6389
от 15.07.2002 г.



This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies